Экономика Габона и потенциал российско-габонского экономического сотрудничества

Габон – страна, расположенная на атлантическом побережье Центральной Африки в районе экватора. Площадь – 268 тыс. кв. км, население – 1,6 млн. чел. Политическая и экономическая ситуация в стране в целом стабильная, на протяжении всех последних лет здесь отмечается уверенный экономический рост. Страна обладает значительными запасами углеводородов и других полезных ископаемых, лесными и гидроэнергетическими ресурсами. При этом нефтяная отрасль обеспечивает более 50% ВВП, 60% бюджетных поступлений и 80% экспортных доходов.

В ближайшие годы ожидается ввод в действие ряда крупных по национальным меркам предприятий (в сфере энергетики, горнодобывающей промышленности и др.). Предполагаемый объем инвестиций в экономику страны за 2012 – 2020 гг. – 20 млрд. долл.

Габонским государством практикуется предоставление различного рода льгот крупным иностранным инвесторам при осуществлении экономической деятельности на территории страны. В частности, под масштабные проекты создаются специальные экономические зоны (СЭЗ) с особым налоговым режимом (например – СЭЗ «Нкок» в окрестностях Либревиля, где сингапурская фирма «Олам» курирует создание крупного индустриального кластера с запланированным объемом инвестиций свыше 2 млрд. долл.).

Характерной особенностью последних лет является стремление государства к усилению своей роли в экономике. Все шире применяются различные меры госрегулирования, наращивается государственное участие в капитале крупнейших предприятий, действующих в стране. Предпринимаются попытки увеличения добавочной стоимости экспортируемой продукции путем повышения степени ее обработки на месте.

В целом политика руководства Габона встречает одобрение и внутри страны, и у иностранных партнеров. В отличие от других стран региона, Габон уже достаточно давно не получает от международных финансовых организаций какой-либо помощи на развитие, поскольку обеспечивает финансирование реализации своих проектов самостоятельно.

Руководство Габона декларирует политику диверсификации внешнеэкономических связей и заинтересованность в привлечении России к сотрудничеству. Представляется, что наибольшим потенциалом двустороннего сотрудничества обладают следующие направления:

  • добыча нефти на глубоководном шельфе Габона, которая могла бы осуществляться российскими компаниями как самостоятельно, так и в сотрудничестве с уже действующими на рынке игроками, в том числе с полугосударственной Габонской нефтяной компанией. В нефтяной отрасли также планируется ввод новых производственных мощностей, которые в разы увеличат объемы переработки нефти в Габоне. В ноябре 2013 г. властями страны был проведен тендер на право освоения 43 глубоководных и сверхглубоководных нефтяных блоков, в ходе которого были распределены лишь 13 из них. По оставшимся блокам планируется организовать аналогичные тендеры;
  • горнорудный сектор (добыча марганца, железа, золота, урана), здесь было бы целесообразно для российских компаний осуществлять взаимодействие с еще одним полугосударственным юридическим лицом «Экваториальное горнодобывающее общество»;
  • геологоразведка может осуществляться на континентальной территории и в прибрежных водах, с использованием современных методов исследований: ультразвуковых, сейсмических и т.д. В течение нескольких лет в Габоне на направлении геологоразведки достаточно успешно работала в качестве подрядчика фирмы «Морэл энд Пром» российская компания «Татнефтегеофизика»;
  • энергетика. В Габоне существует недостаток энергообеспечивающих мощностей, в силу чего государство весьма заинтересовано в строительстве электростанций как в непосредственной близости от столицы, так и в провинциях. В качестве наиболее перспективных здесь рассматриваются гидро- и теплоэлектростанции, в то же время имеется интерес и к объектам так называемой «новой» энергетики (ветровая, приливная и т.д.). Такие станции позволят обеспечить электричеством население и действующие (а также строящиеся) горнодобывающие предприятия, имеющие для Габона стратегическое значение;
  • лесная промышленность и переработка древесины (в том числе ценных пород: окуме, падук, изомбе и др.). В силу действия в стране запрета на вывоз необработанной древесины, ее экспорт осуществляется только в обработанном виде. Для стимулирования создания деревообрабатывающих предприятий применяется ряд налоговых льгот и специальных тарифных режимов на электроэнергию, воду и т.д., в т.ч. в рамках СЭЗ «Нкок»;
  • поставки в Габон продукции машиностроения (грузовые автомобили, строительная, погрузочная и специальная техника и др.). Учитывая большое количество реализующихся в стране строительных и инфраструктурных проектов, страна нуждается в такой технике. Однако, учитывая местную специфику, машины должны быть подготовлены к напряженным условиям эксплуатации, их поставка должна сопровождаться созданием на месте запаса запчастей и комплектующих, а также обучением соответствующего сервисного персонала. Интерес в местных кругах проявляется в отношении возможных закупок российских грузовиков «Камаз» и «Урал», тракторной техники «Четра», имеются предложения по созданию дилерских центров указанных марок;
  • поставки товаров продовольственной группы, в том числе замороженных мясных и рыбных продуктов, молока, муки, растительных масел, сахара, кондитерских изделий. В настоящее время цены на габонском рынке продовольствия (которое практически полностью завозится из Европы морским путем) существенно завышены, таким образом, компании-импортеры получают значительные прибыли;
  • туризм, рекреационная деятельность и строительство соответствующей инфраструктуры. Страна может быть достаточно привлекательна для иностранных туристов в силу своих удобного ландшафта, богатого растительного и животного мира, значительного числа национальных парков. В то же время, известность Габона в этом плане пока недостаточна. В Либревиле и в провинциях ощущается явный недостаток гостиниц среднего и высокого класса. В то же время, государство принимает меры к исправлению положения, принята программа развития туристического сектора, особый упор в ней сделан на направление экотуризма;
  • жилищное строительство. В настоящее время власти страны ведут работы по созданию во всех основных населенных пунктах комплексов социального жилья, возводимых с использованием блочно-модульных технологий. Строительство социального жилья – один из национальных приоритетов. Государство намерено строить до 5 тыс. объектов социального жилья в год. Здесь активно работают компании из Франции, Турции, Марокко. Однако, пока удается строить не более 1-2 тыс. домов в год, основным сдерживающим фактором является отсутствие технологий производства дешевых материалов для строительства, вырабатываемых на месте;
  • сельское хозяйство. Габонское руководство активно осуществляет программу модернизации агропромышленного комплекса путем создания льготных условий для организации крупных коммерческих с/х предприятий. Планируется сократить импорт сельхозпродукции и обеспечить большую независимость продовольственного рынка страны от внешних воздействий. При этом, власти на первом этапе сделали выбор в пользу экспортоориентированных технических культур, реализуются проекты создания плантаций масличных пальм и гевеи, а также возрождения производства какао и кофе;
  • рыболовство и рыбообработка. Существует интерес к поставкам рыболовецких судов, а также к созданию мало- и среднеразмерных модульных рыбоперерабатывающих комплексов, которые давали бы возможность осуществлять оперативную переработку доставляемых рыболовецким флотом морских ресурсов. В 2013 г. Евросоюз заключил с Габоном соглашение о партнерстве в сфере добычи рыбы в прибрежных водах;
  • переработка бытовых отходов и металлического лома. В Либревиле отсутствуют предприятия соответствующего профиля, что порождает проблемы перегруженности городских свалок и загрязнения окружающей среды. Местные власти готовы рассмотреть возможность строительства мусороперерабатывающих заводов модульного типа с последующей выработкой электроэнергии.

Для перевода российско-габонских деловых контактов в практическую плоскость под эгидой Посольства создано частное «Агентство по содействию российским инвестициям в Африке», которое готово наладить регулярное информирование ТПП России, а также региональных ТПП о перспективах деятельности в Габоне и других странах региона (Камерун, Конго, ДРК, ЦАР), а также в Мали, Сенегале, Тунисе и иных государствах африканского континента, сможет оказывать содействие в установлении контактов с африканскими партнерами, выходе на местный рынок, организовывать взаимные поездки, бизнес-семинары и т.д. Данное агентство пользуется поддержкой президента страны, в его работе участвуют люди, тесно связанные с правящими кругами страны.

Первый семинар агентства планируется провести накануне третьего «Нью-йоркского форума в Африке» (Либревиль, 23-25 мая 2014 г.). Форум – это организуемое под личным руководством А.Бонго крупное международное инвестиционное мероприятие. В его работе традиционно участвует немало представителей крупнейших мировых компаний, осуществляющих прямой диалог по вопросам взаимодействия с Габоном и африканским континентом в целом. Было бы полезным участие в данном форуме представителей российского бизнеса в таких отраслях, как добыча и переработка нефти и газа, деревообрабатывающая и горнорудная промышленность, рыболовство и переработка рыбы, строительство и т.д., что дало бы возможность провести «на полях» форума встречи с представителями габонского истеблишмента, завязать полезные контакты, получить «из первых рук» актуальную информацию об экономической ситуации в регионе.

 
Презентация Генерального Директората по таможне и акцизам PDF 14.34 Mb
Таможня и контроль валютного обмена PDF 10.9 Mb
Предложение таможни в различных сферах деятельности PDF 11.63 Mb
Таможенная стоимость в Габоне PDF 12.35 Mb
Таможенные режимы общего права и вызывающие отсрочку PDF 12.74 Mb
Льготные таможенные режимы PDF 7.98 Mb